Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

     Краснодарский край – Байкал – Краснодарский край

или ПАРИЖ, как столица Урала.

foto60Подготовка. Идея поехать на Байкал возникла два года назад, в тут день, когда в туристической компании мы получали визы в Европу. Именно они предложили тур на озеро. И вот в начале этого года мы начали собираться. Первым делом проштудировали форум для путешественников Форум Винского http://forum.awd.ru/, нашли ещё сайт кубанского авто путешественника http://www.garkushevo.ru/index.htm , который проделал такой же путь и в Лабиринте.ру купили Путеводитель из серии «Полиглот» издательство Аякс-Пресс «Байкал».

    Машина у нас теперь большая – Хундай Н1 микроавтобус. 10 литров солярки на 100 км, 7 мест. И очень удобная. Имея опыт путешествий на машине в далёкие края, у нас есть всё для передвижений  и в этот раз мы купили только стульчик складной (чтоб удобно было мне, водителю, кушать в дороге при остановках), небольшой душ резиновый складной, мангал одноразовый за 59 рублей и решётку для барбекю. Газовый 5-летровый баллон после поездки на Азовское море был пуст. Заправил 4 литра. До полного нельзя, жарко, возможна утечка в дороге, что не должно было привести к неприятностям. Маршрут прокладывал тоже с помощью Интернета. Но здесь немного пришлось пофантазировать, и с помощью Атласа автомобильных дорог в течение месяца разработать окончательный путь. А так как натой стороне страны мы еще не были, то в список остановок очень захотелось включить и Урал. Путеводителей по Уралу нет в помине. Но на помощь мне пришёл Леонид Парфёнов. Вообще одна из моих бывших профессий – журналистика. И я считаю Л. Парфёнова самым лучшим в этой профессии. Его телерепортаж «Хребет России» очень интересен. И книга, которую он выпустил со своими товарищами, заменил мне путеводитель. Именно по книге «Хребет России» (на Лабиринте.Ру книга есть) и был проложен маршрут по Уралу. Спасибо Леониду Парфёнову за такой огромный труд. Итак: выезд 2 июля 2011 год. 6 утра и на спидометре нашей машины – 118747 км. Нас 4 человека – Я с сыном младшим Максимкой и Иришка с дочкой Настюшей.  Машина заправлена до полного бака. 65 литров. С собой еще взяли 200 литров солярки в небольших  канистрах, купленной за 15 руб. литр. То есть нам на ближайшие 2000 км смотреть на цены на заправках не надо. Мы живем на границе  Краснодарского края Ростовской области и Ставропольского края в  ст. Новопокровской. Через  нас путь в Сибирь. Наш путь в г. Элиста Республика Калмыкия – 367 км. Можно было ехать по прямой через г. Сальск на Волгоград, но мы специально совершили не большой круг в 168 км, чтобы побывать в Элисте. От нас до границ Краснодарского края и Ростовской обл. 40 км. Утром проезжая с. Белая Глина (18 км от нашей станице) в 6-30 уже стояли гаишники. Работа у них круглосуточная. Нас не трогают.  Выезжаем за границу края, и начинается первый участок безобразной дороги.  В Ставропольском крае поворот на Ипатово. Граница  перед Калмыкией меня шокирует. Пост ДПС, а дорога к нему выложена и укреплена невысоким щитами. И три полосы. На всех трёх гаишники. Мимо не проедешь. Такое ощущение, что вновь хотят местный народ депортировать. И чтоб никто не пробежал, и муха не пролетела. Стыдно. Тут нас всех проверяли. Ни один водитель от проверки не уехал. К городу Элиста мы подъехали  в 10-20 утра. На объездной дороге стоит Буддистский храм. Заехали на стояку. Мы единственные здесь. И ещё работники храма. Для нас открыли двери храма. Рассказали, что прежде надо пройти вдоль барабанов и покрутись их по часовой стрелке. (Фото 1 и 2).

Mолитвенные барабаны  фото2 Буддийский храм

При входе надо снимать обувь, головы женщинам накрывать платком. Внутри фотографировать нельзя.  Прогулялись по парку вокруг храма. Солнышко сильно греет. Вообще Калмыкия – степной край. Видно сразу и по солнцепеку ( в этот день на улице было +41С)  и по структуре земли. Сели в машину и в город. Но так как город незнакомый – первый киоск роспечати и покупка карты города.  По ней и направились в центр. Там в центре города – Буддийский храм - «Золотая обитель Будды Шакьямуни».  Это самый большой храм в Европе. Открылся он в декабре 2005 года.  Расположен на углу улиц Ленина и Илюмжинова.  Сам храм был заложен в 2004 году самим Далай-ламой.  Здесь молитвенные барабаны имеют совсем другие формы. Более большие. Внутри храма статуя Будды высотой 11 метров. Одна из самых больших статуй в мире. (Фото 3, 4 и 5).

 foto3 Самый большой буддийский храм в Европе – г. Элиста  foto4 Статуя святому

                           foto5 Большой молитвенный барабан

Купили сувениры – магнитики и маленький ручной молитвенный барабанчик за 250 рублей. Потом в городе такой же за 150 руб. видели.На фото 6 можно увидеть, как перед подвальным помещением суетиться саранча.

                            foto6 Саранча

Мы заезжая в Ставропольский край на всем протяжении пути до Элисты слышали свист. Еще своим сказал, мол, наверное, светлячок на крыше прицепился, всё свистит да свистит. Такой же свист и у храма. Оказалось – саранча. От храма берём путь в Город Шахмат. Он на окраине Элисты. Всем известно пристрастие к шахматам бывшего Президента Калмыкии К. Илюмжинова. Он ещё занимает пост руководителя международной федерации шахмат ФИДЕ. Любит свое дело. Город шахмат построен на те детские деньги, которые во времена Ельцина направлялись в регионы и где благополучно оседали в карманах у чинуш из местной власти. Кирсан Илюмжинов пошёл  другим путём. Денег родителям не дал, но и не украл. (такая информация в интернете гуляет). Построил Город шахмат, или как его ещё называют Сити-Чесс.  Такой уютный и приятный район. Статуэтки в виде шахматный фигур, каждый дом имеет имя, к примеру «Белая Ладья». В центре Дворец шахмат, где проводят турниры и сидит Президент ФИДЕ. Там же на первом этаже три шахматные доски сделанные из черно-белого мрамора с фигурами. (фото 7, 8, 9).

foto7 Дворец Шахмат. Г. Элиста  foto8 Большие фигуры шахмат во Дворце Шахмат

                      foto9 вид на Город Шахмат из Дворца Шахмат

Можно поиграть в шахматы с ними. Вход для группы из трёх и более человек платный – 30 руб. взрослый и 10 – детский. Недалеко от въездных красных ворот находится Ступа Просветления и небольшая деревянная церковь Георгия Победоносца. Из Города Шахмат в сторону центра у первого перекрестка памятник Остапу Бендеру (фото 10).

                     foto10 Остап Бендер

Поворачиваем на этом же перекрестке (круговое движение) налево и в конце улицы им. Хрущёва мемориальный комплекс «Исход и Возвращение», посвящённый депортации и дальнейшей реабилитации калмык. (Фото 11).

                    foto11 Мемориальный комплекс «Исход и Возвращение»

Дальше, чтоб не плутать едим по этой улице – по главной дороге, до перекрестка с улицей Ленина. Мы на ней были, так храм, по ней и едим до Центрального парка «Дружба». И перед нами стоит Пагода «семь Дней», фонтан «Три Лотоса», шахматная доска размерами 5 на 5 метров   и своеобразная Триумфальная Арка. Фото 12, 13 и 14.

foto12 Пагода «семь дней»  foto13 Фонтан »Три лотоса»

                         foto14 Триумфальная Арка

Понятно, улица им. Ленина – главная.  Если есть время, то можно по ней погулять. Но мы в путь, навигатор настроен на Волгоград. Едим. Уже на выезде стоит Золотой Всадник. Фотографируем. Фото 15.
                             foto15 Золотой всадник 

Считается, что Элиста по количество скульптур на единицу площади на первом месте в стране. Но при этом было бы неплохо навести чистоту.Оценка городу – 5.

 

Выдвигаемся на Волгоград – 301 км. По дорогу степь да степь. Уныло, но эта наша природа. Много барашек пасётся. Интересно, как они в скучном растительном рационе что то находят для еды. Ремонт дороги – знак «40». Моргают мне встречные водители, и пищит «антирадар». Но я так задумался об окружающей природе, что гаишник останавливает с нарушением на 43 км больше положенного. Виноват. Взяли 500 руб. За меньшую сумму не хотели разговаривать. А вот на машину с дагестанскими номерами составлял при мне протокол на изъятия прав. Превышение у того водителя более чем на 100 км. То же наверное задумался.  Будем далее внимательны. Въезд в г. Волгоград окружён постами ДПС. Кстати, в Краснодарском крае все внутренние посты ликвидировали. И земля не перевернулась. Пора по всей стране их убрать. Но нет. Тут нас второй раз остановили для проверки документов. Интересно, зачем чужих останавливать? Ведь и так понятно, что пост этот не единственный и до него водителей проверили много раз? (Кстати, проехав по Европе 9 стран мы не встретили ни одного гаишника, ни таможенника.  Их там просто нет). Спросил гаишник:  -  куда едим? (Тоже бесит. Какая разница откуда и куда я еду?). - На Байкал? Удивлен был сильно. Пожелал счастливой дороги. СПАСИБО. Так как мы были два года назад в Волгограде, то останавливаться в нем не собираемся. Наш маршрут здесь тоже менял направление. Именно в Волгограде хотели проехаться по Танцующему мосту. В кавычки слово ТАНЦУЮЩИЙ не взял просто из-за того, что считаю, что каждый мост и туннель в нашей стране должен иметь своё имя. Такая практика в Италии. Все туннели и мосты, как  живые, имеют имена. И красиво, и приятно. И нам так надо, тем более, что Танцующий мост в народе полюбили.  По этому мосту и построенной эстакаде едим мимо г. Волжский в сторону г. Энгельс. По левой стороне реки Волга. Это первая крупная река у нас по дороге. Почему именно по левой стороне? По правой мы будем возвращаться домой, а по этой у нас на пути первый автопаром (детям показать) и место, где приземлился  Первый космонавт Ю. Гагарин.  17-30 вечера проехали Танцующий мост. В начале решали заехать в Волжский посмотреть ГЭС. Но по пути будет такая возможность и город остается в стороне.Фото 16 Останавливались на Волге покушать. ( Еда была взята из дому из расчета на четверых именно в том объеме, чтоб не испортилась).

                      foto16 река Волга

Река Волга.  Площадь бассейна русской реки 1361000 км2. Вдоль реки проживает почти 90 млн. человек, то есть почти 2/3 всего населения России.  Длина реки 3530 км. Есть места, где ширина реки достигает 2,5 км. В первый день доехали до парома в 22-30. Дорога – слов нет. Чем можно описать наши дороги? Я б губернаторов всех российских привязал бы за ноги к машине и мордой по тем дорогам, о которых они так красиво отчитываются. И так ехал бы километров наверное две или три тысячи. Чтоб морды их потом стали бы такими же, как трасса.В первый день проехали 947 км. Перед тем как разложить в машине сиденья и превратить в кровать я с Максимкой залили бак соляркой, тем самым освободив место. Сами канистры уложили недалеко от машины.  Кровать готова. Можно спать. Вырубились моментально. Но через час подъезжает КАМАЗ. 15 регион. И начинает сигналить и свистеть. Подходит охранник. Он ему говорит, давай суды вези паровоз. Это по их наверное паром. Тот отвечает, что паром ушел и первый будет только в семь утра. Тот долго ему не верит. Потом собрался парковаться. И его шумная парковка занимает минут 40. Пришлось на него кричать, чтоб стал культурнее. Уснули так же быстро. Второй день. Проснулись в половине седьмого. Машин было уже много. Большинство грузовых. Первый паром подошёл в 8-00. (расписание и цена парома - http://www.vrp.ru/pricetime_parom.asp).  Заплатили за микроавтобус 453 руб. Паром через реку Еруслан. Вливается в реку Волга.Фото 17

                     foto17 паром через реку Еруслан приток Волги

Время в движении 30 минут. Детям в радость.  Дорога дальше идет на Саратовскую область и в 9-15 мы на неё заезжаем. И упираемся в небольшой грузовичок. 05 регион. Стоит посередине дороги машина. А под ней водитель спит. Поломался, ремонтировался, да так и заснул. Много в стране приколистов. После этого чумового водителя за поворотом заканчивается подобие дороги и начинается колдобины. Фото 18

                    foto18 такая дорога в Саратовской области

Морду губернаторам бить, особенно саратовскому. И это дорога к месту приземления Ю. Гагарина. Весь мир в восторге от его героизма, а мы попасть туда не можем.Перед святым местом остановились в деревушке. На дороге бабушки продают огурцы домашние – 20 руб. кг. Взяли в магазине водички и не много продуктов. В 11-00 съезжаем с дороги заезжаем в Место, где приземлился первый космонавт  Ю. ГАГАРИН.   Около деревни Смеловка Энгельского района Саратовской области.  Фото 19 и 20.

foto19 Место приземления Ю. Гагарина  foto20 Памятник К. Циолковскому и С. Королёву

Здесь нет киосков с сувенирами, поэтому оставляем все на память в фотоаппарате и видеокамере. Именно здесь начинаешь понимать весь объем космической эпопеи. И именно здесь понимаешь, что такие структуры как Ростуризм и им подобные стране не нужны. Эти хвастливые чиновники не соображают, как надо повысить посещаемость исторических и культурных мест. Всем им 1 с минусом. А главу района в отставку.В 11-40 решили проехать через г. Энгельс. Небольшой, но такой приятный городишко. Зашли в магазин «Пятёрочка». Купили воды. Магазин безобразный. Вонь. Он да «Магнит» - ад среди всех магазинов. Рядом с ним базарчик. Взяли помидоров, дыню и арбуз. В магазине бытовой технике купили автомобильный ДВД в стиле слайдера. Чтоб удобно было пользоваться. Именно такой ДВД я полгода искал. Нет их ни у нас, ни в Краснодаре, ни в Ростове. Отдали за него 2900 руб. Повесили на подголовник и дети все время смотрели фильмы. Диски брали еще дома.Все так же по левой стороне реки Волги 16-30 заехали в г. Балаково. Здесь мы проехались по городу через Саратовскую  ГЭС, которая расположена на границе Среднего и Нижнего Поволжья в   устье р. Волга у города Балаково, на левобережной пойме. Фото21 После поста ДПС развернулись и обратно в сторону г. Пугачёв. foto21 здание автовокзала г. БалаковоВыезжая из Балаково стали свидетелями бесшабашного вождения местных водителей. На выезде из населённого пункта движется колонна машин. И тут начинаются не понятные гонки с обгоном и выездом на встречную полосу. И это не смотря на то, что по встречке двигаются в сторону города машины. И вот четыре машины обгоняя колонну, повылезали на обочину. А женщина-водитель зацепив обочину и подняв пыль умудрилась перед встречкой так притормозить и уйти в сторону, что водитель наверное поседел.За городом находится завод минеральных удобрений. Фото 22. А есть ещё такой населённый пункт за городом.  Фото 22-А.

foto22 завод минеральных удобрений г. Балаково  foto22a а кончилась «Кормёжка» (сразу за г. Балаково) 

Проходим г. Пугачёв, Чапаевск и по объездной Самару, и по параллельной трассе через Отрадный не доезжаем до Похвистнево Саратовская область километров 30. В этот день долили оставшуюся солярку. Ложимся спать. Прошли в этот день 751 км.Проснулся я в 5-30. Привел себя в порядок. Все спят. Решил не будить. Проверил масло и поехал. Через Похвистнево свернул в сторону и через 92 выехал на трассу М5 Урал. Тут находятся многочисленные кафешки, где попил кофе. Ещё через 18 км въехал в Оренбургскую обл.И тут встретился ещё с одним гаишником. Дело было так. Подъём, спуск. Знак «Обгон запрещён». Сплошная линия. Впереди КАМАЗ. Еду за ним. Начинается рядом со сплошной с моей стороны прерывистая и далее прерывистая. Обгоняю грузовик. И тут в кустах они. Тормозят. И объяснят мне, что знак «Обгон запрещён» всё ещё действует. А все эти прерывистые для обгона транспорта гужевого. Только не объяснят, что по магистрали (а М5 такой является) гужевой транспорт не имеет право ездить. А знак «Обгон запрещён» заканчивается у первого поворота справа. И я должен на магистрали этот поворот выискивать. Он мне предложил отдать ему 500 руб. Отдал. Пришел в машину Ира предлагает отнести ему ещё 100 руб на краску, чтоб дорисовал сплошную. Таких приколов на Кубани нет. Поэтому опыт получен.Погода отличная, кое где показываются леса. Поля в ковыли. Красиво. Первая заправка. Залил 31,42 л по 20,90 руб. На 656,68 руб. На заправке  душ. Девчонки в душ сходили. Я кофе попил. По трассе продают мёд. Ценится оренбургский мёд. Много газовых скважин.В 9-08 граница Татарстана и в 9-34 – Башкортостан. И далее до самого Байкала ментов нет.В Башкирии неплохие дороги.В наших планах посещение озера Кандры-Куль. Самое большое озеро в республике. Расположен рядом с дорогой.  Свернули в село Кандры-Куль. По полю до озера дороги нет. Выезжаем на асфальтированную дорогу и поднимаемся по ней вверх. Хорошо днём ехали. Дорога внезапно превращается в овраг глубиной метров 5-7.  Ночью бы не увидели бы.  Объезжаем. Видим, что раньше была тут дорога к озеру, но ее не то, что уничтожили, а превратили всю протяженность в овраг. Где экологи? По лесной тропе выезжаем к шлагбауму. Въезд на озеро платный. 200 руб. с машины. Водитель и дети бесплатно. Взрослые по 20 руб. Нам озеро понравилось. Здесь на плитке приготовили еды, поели, поплавали. Навели порядок в машине. И дети попросили больше кровати в сидения не превращать. Им так удобно. И ДВД смотреть и полежать-поспать. Фото 23, 24, 25.

  foto23 озеро Кандры-Куль Башкирия  foto24 озеро Кандры-Куль Башкирия

  foto25 озеро Кандры-Куль Башкирия 

В 13-00 выехали с озера. Через 20 минут у Амирово, здесь повернули с трассы М5 налево. Поворот на Урал. Заправка Лукойл 24,80  руб. 20,36 литров на 499 руб. Решил заправиться, кто его знает, сворачивая с трассы, где будет заправка?  Едим в сторону Дюртюли.  По дороге покупаем свежую землянику у мальчишек за 150 руб. литровую банку. Съели от души, тем более, когда много.Урал начался как то внезапно. Дорога делает поворот налево, потом подъём небольшой и вот он Урал, его небольшие пока горы и лес. Лес такой красивый и прекрасный. Я вообще люблю леса и горы. За Дюртюлями Венеция.Фото 26.foto26 Венеция в Башкирии

Нам нужен город Кунгур Пермского края.  По одному атласу от Дюртюлей до Кунгура есть дорога, по другому атласу нет. Навигатор настроен и мы едим по нему. Но ведет тоже как то странно. Требует съехать с главной дороги. Вначале мы повернули. Началась гравийка. Остановились. Вернулись на главную. Убрал маршрут с навигатора и вручную просмотрел. Правильно повел нас. Сворачивает с главной. Перед нами москвичи тормозят.  Тоже по навигатору двигаются. Спрашиваю их, куда? В сторону Кунгура. И нам туда. Навигатор туда ведет? Да! Понятно. Едим с его помощью по бездорожью. Москвичи сзади. Потом пропали. Видимо вернулись. Проехали так три последние деревни в Башкортостане. И въехали в Пермский край  у населенного пункта Куеда. Стоит заправка Лукойл. Такая допотопная. Мне заправки в той стороне не понравились. Старые, не удобные, без магазинчиков, без кофе, карт местности в продаже  нет. Да ещё в 8 вечера закрываются и обслуживание через форточку. Заправился на 1000 руб. 21,40 л по 24,80 руб. По дороге на Кунгур на трассе встречаем указатель на известную аномальную зону «Молебка», или как в народе говорят, М-ский треугольник.   Фото 27.   foto27 поворот на аномальную зону «Молебка» Пермский крайХочу туда свернуть, но мои пассажиры требуют ехать мимо. Считают, что инопланетян нет, летающие тарелки – бред и время тратить зря не стоит. Хотя мне инопланетные жители нравятся. Но под напором своих пришлось только сфотографировать табличку и проехать мимо. Правда тут же перестал работать МР3 и видеорегистратор. Не знаю в связи с чем это связано. Техника заработала только через день.На въезде в Кунгур послышался стук. Остановились посмотреть. Задний правый амортизатор поломался. Отлетел штырь нижний.В Кунгуре запланирован ряд посещений. Но уже начало темнеть. Решили найти Ледяную пещеру и проехаться по городу.  На выезде указатели на пещеру и на камень Ермака. Поворачиваем на камень. Едим. Куда и сколько не понятно. Спасибо Ростуризму. Спрашиваем местных жителей. Объясняют. Но проехали всё равно мимо камня километров 15. У реки молодёжь гуляла. Они нам и объяснили, как он выглядит. Фото 28.foto28 камень Ермака г. Кунгур Здесь он Ермак думу думал. Молодец мужик. Пошёл дождь и наступила ночь. На обратной дороге вернулись в город. Кунгур ночной тоже привлекателен. Правда, старинные здания плохо освещены. Но есть на что посмотреть. Фото 29, 30.   Сам город основан беглыми крестьянами в 1648 году, т.е. сегодня ему 363 года, на реке Кунгурка, что на границе Башкирии. Через 14 лет башкиры подожгли поселение, но жители вновь отстроили его.  Через город проходил путь торговцев и местным жителям понадобилась смекалка, чтоб из чего- то сделать богатство. И придумали – чай стали продавать не по весу, а небольшими упаковками.  Именно отсюда и по всему миру пошло это «изобретение».

 foto29 памятник самовару г. Кунгур  foto30 супер туалет в Кунгуре

Уже в час ночи нашли территорию Ледяной пещеры и рядом стоянку. Спать легли поздно и как всегда «вырубились». В 5 часов утра, а по их уже семь, разница с Москвой + 2 час нас разбудил шум. Пришлось вставать. Мы были поражены. Впритык к нашей машине группа людей надувала огромный воздушный шар. Быстро убрали машину на другой конец стоянки.  Фото 31.foto31 подготовка к Фестивалю воздушных шаров г. Кунгур

Потом второй, потом третий, а потом все они полетели в небо. Фото 32.

                                                        foto32 шары полетели

Мы остались в машине досыпать, а Ирина с видеокамерой снимала полный процесс. Оказалось, что в эти дни в Кунгуре проходил одновременно Чемпионат России и ежегодный Фестиваль воздушных шаров «Небесная Ярмарка».  (http://кунгур24.рф/novosti/kultura/v-kungure-nachalsja-chempionat-rosi-po-vozduhoplavaniyu.html) смотрите здесь подробности (http://кунгур24.рф/novosti/kultura/startovala-yubileinaja-nebesnaja-jarmarka.html). Легли дальше спать и проспали до полдесятого. За полчаса привели себя в порядок и к пещере. Стоимость билета 500 руб. за  одного любопытного и 250 руб. детский.  Прокат курток 100 руб., но надо было отдать 1000 руб. залог. Достались последние две куртки. Я одел свою, взятую из дома, а остальным пришлось по очереди меняться, что не замерзнуть. Кунгурская ледяная пещера. Село Филипповка.  Фото 33, 34, 35, 36 и 37.

foto33 Кунгурская ледяная пещера  foto34 Кунгурская ледяная пещера

foto35 Кунгурская ледяная пещера  foto36 Кунгурская ледяная пещера

                        foto37 Кунгурская ледяная пещера

Считается Жемчужиной Урала. Седьмая в мире по протяженности среди пещер своего типа и первая по красоте. Возраст более 12 тысяч лет. Названия гротов: Бриллиантовый, Полярный, Метеоритный, Данте, Руины, Геологов и т.п. В гроте Метеоритный проводница выключила освещение и все погрузилось в темноту. Говорит, поднесите к глазам руку, что видите?ничего вы не видите! Смех в пещере. Далее: - Если вас всех оставить здесь на некоторое время, то через 15 минут вы потеряете полностью ориентир и начнётся у вас паника. Так там темно.Первым исследователем и проводником в пещере был А. Хлебников. Благодаря ему и его труду известность  и обрела пещера. В одном из гротов ему даже памятник поставили.  Ещё по легенде, в одном из гротов жил определённое время Ермак.Длина маршрута 5700 метров, а открытого для туристов 1,5 км. 50 гротов, 70 озёр. Температура в некоторых гротах ниже нуля, при этом температура на улице может достигать более +40С.  Вот такой контраст.В последнем гроте стоит наряженная новогодняя елка. Иголки на неё зеленые и как будто свежие. 100 % влажности. В новогодние праздники здесь проводит свои спектакли для детей Дед Мороз. Предыдущая ёлка простояла три года. Выйдя из пещеры мы отправились покушать. Здесь на территории пещеры уютное кафе.  За четверых полный обед – 750 руб. Вкусно, особенно местные блины. Здесь же на территории расположилась Деревня Ермака.  Фото 38 и 39.

 foto38 Деревня Ермака: - «Открывай калитку»  foto39 Деревня Ермака: - «Открыл калитку»

ЕРМАК. Символ и гордость уральцев. Или гордость и символ. Ему посвящено всё. Ореол и благородный.  Прирастил Русь Уралом и Сибирью. Жаль, сегодня правители не ценят всего этого.Происхождение Ермака неизвестно в точности, существует несколько версий. По одному преданию, он был родом с берегов Камы. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому — уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «с Двины с Борку»), вероятно имелась ввиду Борецкая волость, центр которой существует по сей день — деревня Борок Виноградовского района Архангельской области. Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких дружин, на Волге защищавших население от произвола и грабежа со стороны крымских татар. Об этом свидетельствуют донесения, челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле, ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице» и в станицах у других атаманов.В 1579 году дружина казаков (больше 540 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Черкаса Александрова и Богдана Брязги, была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума, и пошла вверх по Каме, а в июне 1579 года прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума. 1 сентября 1581 года дружина казаков под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) из Кергедана (Орла-городка). По другой версии, предложенной историком Р. Г. Скрынниковым, поход Ермака, Ивана Кольцо и Никиты Пана в Сибирь датируется следующим — 1582 годом, так как мир с Речью Посполитой был заключён в январе 1582 года, а в конце 1581 года Ермак всё ещё воевал с литовцами. Инициатива этого похода принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений. Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по её притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать. Во время зимовки, согласно книге Режевские сокровища, Ермак отправил отряд сподвижников разведать более южный путь по реке Нейва. Но татарский мурза разгромил разведывательный отряд Ермака. На месте, где жил тот мурза ныне находится знаменитое своими самоцветами село Мурзинка. Лишь весной 1582 года, по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве при Чувашевом мысу. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи. 26 октября 1582 года Ермак вступил в покинутый татарами город Сибирь (Кашлык). Через четыре дня ханты с р. Демьянка, правого притока нижнего Иртыша, привезли в дар завоевателям пушнину и съестные припасы, главным образом рыбу. Ермак «лаской и приветом» встретил их и отпустил «с честью». За ханами потянулись с дарами местные татары, бежавшие ранее от русских. Ермак принял их так же ласково, позволил вернуться в свои селения и обещал защищать от врагов, в первую очередь от Кучума. Затем стали являться с пушниной и продовольствием ханты из левобережных районов — с рек Конда и Тавда. Всех являвшихся к нему Ермак облагал ежегодной обязательной податью — ясаком. С «лучших людей» (племенной верхушки) Ермак брал «шерть», то есть присягу в том, что их «народец» будет своевременно платить ясак. После этого они рассматривались как подданные русского царя. В декабре 1582 года военачальник Кучума, Маметкул, истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере, но следующей весной казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Маметкула на реке Вагае. Лето 1583 года Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия города Сибирь (Кашлык) Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю — атамана Ивана Кольцо. Иван Грозный принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семёна Болховского и Ивана Глухова, с 300 ратниками. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 года, но их отряд не мог доставить существенной помощи сильно убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: сначала в засаду попал Богдан Брязга; потом при взятии Назыма убит был Никита Пан; а весной 1584 года татары убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Матвей Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их предводителя Карачу, визиря Кучума. 6 августа 1585 года погиб и сам Ермак Тимофеевич. Он шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время ночёвки в устье реки Вагай Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Согласно одной легенде, мужественно сопротивлявшийся атаман был обременен своими доспехами, в частности, подаренным царем панцирем, и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьем в горло татарским богатырем Кутугаем. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BA_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87) Википедия. От Кунгура направляемся в г. Чусовой.Фото 40.foto40 стела г. Чусовой

131 км. Расположен в месте слияния двух рек Усьва и Чусовая. Город серый и не красивый. Да и по стеле это видно. Поэтому сразу едим в «Деревню-музей истории реки Чусовой» на окраине города при горнолыжной базе «Огонёк».

Деревня-музей очень интересно устроена. Здесь воссоздан дух старой русской деревни – церковь, лавка, мельница, карусель. Фото 41-49.

foto41 «Алые паруса» А. Грина   foto42 старая мельница

foto43 лавка купца   foto44 такие карусели были в давние времена

foto45 старая церковь   foto46 без слов

foto47 место отдыха   foto48 в этих местах был придуман велосипед

foto49 Царь-рыба

Именно так раньше жили. Здесь же и А. Грин творил свои произведения, здесь же и трудился. Здесь был изобретён велосипед русским жителем и отсюда поехал по миру.  Чистенько и приятно. В магазине купили магнитики с видом пещеры Ермака и русскую деревянную дудочку, о которой давно мечтал.


Далее отправляемся в деревню Успенка.  53 км от Чусового. Здесь в деревне стоит Успенский монастырь, основанный святым Трифоном Вятским в 1579 году. Фото 50.foto50 Успенский монастырь, основанный святым Трифоном Вятским деревня УспенкаСогласно истории тех лет и по книги Л. Парфёнова «Хребет России»:Строгоновы работая и процветая на Урале не могли без божьей помощи обойтись и воздвигли монастырь.  Они обрели и право крестить местных.  Но у Строгонова на руках больной внук Максим.  Его и вылечивает молитвами и травами, пришедший молодой миссионер. Его и постригают после этого случая в монахи и нарекают Трифоном. Он сам истово молился. За себя, за всех. Там, где сегодня город Пермь именно Трифон срубил «идоложертвенное дерево» местных язычников. Якобы за это его изгоняют из монастыря.  Но это всё зависть местных служителей.  Возле Чусового он строит собственную обитель. От его молитв в эти места возвращаются рассол, необходимый для работы местных заводов и фабрик, а татарский князь Маметкул, посланный ханам Кучумом на разгром города, убегает прочь. Но по недосмотру Трифон сжигает дрова для варниц и его опять изгоняют. Но изгоняют жестоко. Его скидывают с берега в реку. Но Трифон выживает и выплывает. А на том месте, где он ударился об землю, бьёт родник и построена часовня с купелью. Фото 51 и 52

foto51 Купельная   foto52 Купельная

Придя за помощью к вылеченному им Максиму, им же и был выгнан. А потом поддержал Лжедмитрия и изгнан был из обители. Трифон пришел в монастырь умирать. Здесь и упокоен. А мощи его в соборе Вятского Успенского монастыря. К лику святых причислен в 1690 году.  Не далеко от деревни поворот на В. Городки переправа через реку Чусовая и рядом стоит действующий монастырь «Верхне-Чусовская Казанская Трифонова Женская Пустынь». Фото 53.foto53 монастырь «Верхне-Чусовская Казанская Трифонова Женская Пустынь»Едим дальше. Заправка – 20 литров за 24,80 на 421 руб. Машины здесь «летают». Через сплошную, через две сплошные. Без света и не пристёгнуты. Как то дико. У нас в крае с этим строго. Гаишники так нас всех приучили, что свет ближних фар включаешь и ремни безопасности пристёгиваешь еще в гараже. Позади Европа, впереди Азия.  

foto54 географическая граница Европа-АзияФото 54.  За Промысла перед Нижним Тагилом граница. Граница материков.Свердловская область. Направляемся в г. Невьянск.  Перед городом опять заливаем солярку на 500 руб. 20,40 л по 2450 руб. Въезжаем уже затемно. Машин по городу нет, и мы спокойно находим Падающую башню Демидовых.   

foto55 Падающую башню Демидовых г. НевьянскФото 55. Но уже темно и ложимся спать. День пятый.  Проснулись мы часов около 8 утра по местному времени.  Дети решили продолжить сон и мы вдвоём пошли по городку погулять. К сожалению, хоть башня навевает сравнение с другой известной башни, но не чисто вокруг неё, да и нет такого упора для туриста.  Перед входом работники из Ср. Азии выкладывают плитку. Даже церковь не привлекает своих к труду и оплате. Сувенирных ларечков нет. Через дорожку-тропинку пруд не большой. В парке, что перед башней памятник освободителям и большой кусок железной руды на постаменте. Серый безликий город.Фото 56.foto56 памятник железной рудеУезжаем.  В планах посещение города Екатеринбурга. Столицы Урала. Решаем на машине доехать до первой станции метро, на нём до центра и там совершить прогулку. Вечером отправиться дальше. Но мы доехали только до торгового центра, где расположен «Ашан». Движение в городе настолько хаотичное, что мы решаемся свернуть к «Ашану», скупиться продуктами и ехать дальше. Два города в России (Ростов-на-Дону и Екатеринбург), где мы увидели водителей, которые не признают других водителей, Двигаются настолько беспардонно, что через полчаса езды начинает болеть голова.  Не удалось посмотреть уральский центр, ну и не надо.  По пути решаем заехать в Белоярский посёлок. Там стоит атомная электростанция. Хотим показать детям ту мощь, которую строили наши отцы. Но не везёт. Проехать к ней нельзя. Точнее можно, но не пустят. Безопасность.Заправились по дороге – 42л по 24,40 на 1000 руб.Едим на Тюмень. Где то километров за 30 до города нас обгоняет машина из 23 региона. Земляки. Единственные за все время путешествия туда и обратно. Кстати, за всё время, что мы проехали по России в этот раз нам повстречались все регионы, кроме 87 Чукотский автономный округ. Не знаю почему, видимо, нет у них машин.Тюмень. С детства почему то считал, что Тюмень, город где-то на окраине Сибири, последний город в стране. Такое было познание. Оказалось, что не последний и не на окраине. А почти по середине страны, да ещё очень красивый, чистенький и приятный. Здесь тоже намечалась остановка на 1-2 дня, но так называемые друзья, как это часто бывает, внезапно уехали куда-то. Ну, да и Бог с ним. Фото 57 и 58.

 foto57 г. Тюмень   foto58 г. Тюмень

По пути купили банку литровую черники за 150 руб. Считаем, что не дорого.Остановок больше не было в этот день, за исключением заправки. Залили в неё ещё 45,25 литров по 21,50 на 973 рубля.  В этот день легли спать у пункта Абатское. Прошли 798 км.


День шестой. Встали в 10-30 по местному. (+3 часа от московского). В планах посещение большого болота Орловское займище. Но по дороге никаких указателей нет. Через три часа проехали Омск.  По объездной на Новосибирск. Здесь дороги нормальные. Ехать и не переживать за машину можно спокойно. По дороге навигатор постоянно показывал то озёра, то болота. И так по всей Новосибирской области. Всё синее. А посмотришь в окно автомобиля - ничего нет.  Но цели не было свернуть с трассы. Вперёд. Новосибирск тоже объезжаем по объездной, но один пост ДПС встречаем. Здесь тоже такой пост, как перед Калмыкией. Весь обгорожен, загорожен, полосы железом протянуты – неприятно. Очень. Хоть нас и не остановили, но осадок от такого отношения к водителям тучное.  В этот день прошли 1080 км. Заправились дважды – 21,20 руб. 47 л. на 999 руб. и 44,44 л по 21,50 на 1000 руб. Легли в 2 часа ночи. День следующий. Я встал рано. Сказывается разница во времени.  Сразу же на заправку 47,27 л по 21,50 на 1016 руб.  Подъехали к Кемерово. Центр угольной кладовой страны. Две объездные по карте и по навигатору. Решили, что сегодня поедим по левой, а когда обратно, по правой объездной. Но как оказалось, обе дороги всё равно ведут в город. При въезде в город стоит блинная. По секрету скажу, что когда ехали обратно, зашли в неё. Вкусненько. Советую. Город чистенький, приятный. Уютный. Но мы его проезжаем. Наш путь в Кедровку, что в 25 км от Кемерово. Посёлок за городом. Там находится Кедровский угольный разрез. Одно из крупнейших месторождений угля, добыча в котором ведётся открытым способом. Представляете ту технику, которая все это возит, рубит, собирает? Нет? И мы не представляет. Решили посмотреть, тем более, что в интернете была информация о том, что туда можно пройти. Оказалось нельзя. Нас не пустили. Вдобавок, всё это охраняет вооруженная бригада. Жаль. А ведь можно было бы проводить экскурсии.Проехав по трассе далее решили попить кафейку. Кафе «Медвежий угол». Заходим и первое, что видим чучело двух медведей.  Фото 59.foto59 Кемеровская обл. кафе «Медвежий угол» В 12.40 пополудни въезжаем в г. Мариинск.  Здесь остановка на два дня. Здесь живёт друг, настоящий друг Эдик, с которым мы не виделись 23 года. 23 года. С ума сойти. Жизнь разбросала нас, пятерых закадычных друзей по всему миру. На спидометре 124023. Пройдено от дому 5276 км. Встреча, посиделки до поздней ночи. Разговоры, воспоминания. Немного слёзы.  У Эдика два больших сына. Один уже женат и у него дочка. Эдик из нас всех пятерых друзей первый дедушка. Странное это ощущение, смотреть на дедушку-друга.День восьмой. Посвящение г. Мариинску. Здесь я остановлюсь поподробнее, так как город оказался замечательным. И те, кто решит проехать из путешественников мимо – не надо. Не поворачивайте на объездную, езжайте по городу, по главной улице. И узнаете, что Мариинск, город 10 музеев и не только.Первое куда мы направились, это к въездным воротам города. Говорят, какие ворота, такой глава.  Фото 60. foto60 стела г. Мариинск Так красиво о своем городе ещё никто не говорил. Тут же, только по левую сторону мемориал Жертва Сиблага.